С каждым днем увеличивается автоматизация общественных и рабочих процессов. Не остаются в стороне и заведения общественного питания, особенно сильно это заметно при взгляде на работу активно растущих частных сетей быстрого питания и столовых крупных предприятий.
Специфика производства и достаточное количество средств, выделенных на рационализацию работы персонала, являются определяющими в идее уменьшения потерь рабочего времени персонала и достижения высоких стандартов обслуживания клиентов.
Зачем нужна автоматизация
Автоматизация любых из заведений, будь то столовая или ресторан, поможет решить несколько извечных проблем общепита:
- облегчение труда персонала;
- сведение к минимуму количества ошибок при передаче заказов;
- пресечение большинства злоупотреблений персонала;
- точное фиксирование всех остатков по бару, кухне и складам в реальном времени без постоянных ревизий;
- получение полной зафиксированной информации для управления заведением и коррекции его кадровой и ценовой политики;
- координирование работы каждого члена коллектива.
Но самое важное условие как для столовых (школьных и заводских), так и для предприятий быстрого питания — это скорость обслуживания клиентов, ведь именно от этой величины зависит пропускная способность, а в конечном итоге и прибыль компании.
В случае со столовыми это еще и качественная и безошибочная система работы с талонами на питание, расчетом необходимых дотаций и спецпитания. Естественно, на плечи бухгалтерии ложится огромная ответственность, и кому, как не ей, наиболее выгодна автоматизация производства.
Особенности автоматизации в использовании техники и программного оборудования
Полноценную комплексную автоматизацию невозможно представить без широкой линейки электронного торгового оборудования, такого как:
- принтеры сервис-печати — надежные мини-принтеры, предназначенные для моментальной печати чеков и заказов;
- фискальные регистраторы, предназначенные для выдачи чеков с расширенной информацией;
- программируемые клавиатуры с высокой функциональностью, содержащие до 70 символов;
- сенсорные экраны;
- считыватели штрих-кодовых и магнитных карт;
- дисплеи покупателя;
- мобильные терминалы на базе Pocket PC.
Расширенный терминал — рабочее место кассира в столовых и заведений быстрого питания представляет собой до пяти модулей (монитора кассира, специализированной клавиатуры со считывателем магнитных карт, фискального регистратора и денежного ящика), соединенных в общую систему, центром которой является системный блок.
Автоматизация процессов в заведениях общественного питания
Хотя многим начинающим рестораторам и кажется, что для эффектной работы их заведения достаточно милой улыбки официантки и блокнотика в ее руках, на самом деле это жестокое заблуждение, стоящее многим их прогоревшего бизнеса. Современные заведения нацелены на получение результата — большой прибыли и используют для этого самые разнообразные методы: отличный уютный дизайн, кухню с качественным оснащением общепита, восхитительное меню, широкую рекламу, вышколенных и коммуникабельных официантов и, разумеется, самые современные средства для того, чтобы увязать всё это воедино. Именно эту функцию и несет на себе полная автоматизация процесса общения с клиентом и сотрудниками заведения.
Техника в работе официанта позволяет:
- создавать полную сетку заказов по всем столам с учетом каждого отдельного гостя — это означает, что ни одно блюдо не перепутает своего владельца;
- проводить перегруппировку гостей — с улыбкой распределять столы, не бегая с уточнениями за другими официантами;
- автоматически передавать заказы в бар и на кухню — больше никаких забытых блюд и потерянных листочков;
- отслеживать время исполнения заказа — на любой вопрос клиента иметь моментальный ответ, не тратя времени на поход до кухни и обратно;
- печатать предварительный и окончательный счет и, разумеется, фискальный чек;
- контролировать несколько залов и барную стойку меньшим количеством официантов, так как сокращение походов с заказами на кухню или за чеком к бару позволит экономить силы и время;
-
вести учет почасовых услуг (сауны, боулинга) в соответствии с их тарифами.
Техника в работе администратора — это:
- автоматический учет остатков и расходов по технологическим картам в режиме реального времени, что поможет избежать проблемы внезапно заканчивающихся продуктов;
- упрощение работы с поставщиками по заказам и расчетам;
- учет выручки с моментальным вычетом всех необходимых расходов;
- просчитывание политики скидок;
- полное отображение текущей ситуации в ресторане с отчетом по столам, текущей выручки, отмены заказов;
- формирование ежедневных и еженедельных отчетов для бухгалтерии и перевод их при необходимости в 1С с последующей распечаткой.
Сложности при внедрении автоматизации
Как ни странно, сложности при внедрении новых методов работы состоят отнюдь не в технических моментах, а в человеческой косности.
Со стороны руководителя:
- неготовность к новым переменам или желание ввести систему наполовину, избегая крупных трат;
- неумение заинтересовать в автоматизации основные подразделения в виде бухгалтерии или IT-отдела;
- излишняя вера в завышенные обещания продавцов оборудования, готовых предложить золотые горы и ошеломляющий успех в ответ на заветную подпись о начале работ;
- текучесть кадров среди руководства в середине процесса перестройки.
Управленца:
- отсутствие четкого плана работ;
- преуменьшение размеров проекта или, напротив, искусственное раздутие;
- перерасход времени и денежных средств предприятия.
Персонала:
- отсутствие мотивации сотрудников и сознательный саботаж при потере левых источников дохода;
- отсутствие обучения персонала или плавного внедрения системы, что приводит к непредвиденным срывам;
- некомпетентность в современной технике и нежелание сотрудников обучаться.
Плюсы и минусы автоматизации «под ключ»
Плюсы решений под ключ для предприятий с большим штатом, сложной системой расчетов и высокой проходимостью клиентов очевидны:
- Разработка программного обеспечения, учитывающего персональные поступления и затраты по отношению ко всем сотрудникам предприятия, питающимся в столовой, с расчетом сложных систем идентификации с привязкой взаиморасчётов к личному счёту, с отправкой данных в общую систему бухгалтерского учёта предприятия, которая производит окончательный расчёт с сотрудником, вычитая затраты на питание из заработной платы.
- Система усложняется при наличии на предприятии дотаций или внутреннего кредита, а также необходимости учитывать возможность расчета с помощью наличных или кредитных карт. Неудивительно, что при создании подобных программ силами, предположим, заводского IT-отдела возможны постоянные неполадки, требующие длительной шлифовки.
- Официальная лицензия на использование программного обеспечения.
- Профессиональная сборка и настройка оборудования специалистами фирмы.
- Качественное обучение всех сотрудников предприятия новым технологиям.