Часто задаваемые вопросы о ЕГАИС

Что такое ЕГАИС?

ЕГАИС - Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система.

Благодаря ЕГАИС, государство контролирует объем производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также контролирует сбор акцизов. Система контроля продукции построена на использовании специализируемых приборов учета, на производстве, регистрации документов движения и специальных марках, наклеиваемых на каждую единицу продукции с двумерным штриховым кодом PDF-417.

Информация на штрихкоде содержит:

Оператором ЕГАИС является федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФС РАР). Система запущена в 2006 году у производителей и импортеров.

С 1 января 2016 года к системе обязаны подключиться оптовые и розничные продавцы алкоголя.

Как работает ЕГАИС?

Оптовый продавец при продаже алкогольной продукции в розничные торговые точки (в том числе предприятия общественного питания) каждую накладную выгружает в ЕГАИС. Документы поставки через небольшой промежуток времени становятся доступны для скачивания покупателем.

Розничные торговые точки при приемке алкогольной продукции обязаны обработать накладные от поставщиков через ЕГАИС одним из следующих способов:

Для поддержки работоспособности системы и распределения нагрузки в ЕГАИС предусмотрен специальный модуль – "универсальный транспортный терминал" (УТМ), который, в свою очередь, интегрируется с товароучетными системами (StoreHouse, Atol, R-Keeper, 1C и др.).

По техническим требованиям, опубликованным ФС РАР, в каждой торговой точке должен стоять компьютер с универсальным транспортным модулем (УТМ) и подключением к интернету. Также для подписания документов и обеспечения защищенного соединения необходимо наличие криптоключа JaCarta с КЭП (квалифицированной электронной подписью).

На сегодня приемка алкогольной продукции осуществляется только из товароучетной системы, которая интегрирована с ЕГАИС. Подобрать и внедрить систему помогут наши специалисты. Для этого позвоните по телефону: 8 (846) 202-49-09.

Отпуск алкогольной продукции конечному потребителю осуществляется через кассу, модифицированную под требования ЕГАИС. При этом кассир должен отсканировать с каждой бутылки 2D код акцизной марки. После успешной проверки система формирует уникальный QR-код для чека и алкоголь отпускается покупателю.

Покупатель получает чек с QR-кодом, с помощью которого можно проверить подлинность алкоголя. Для этого нужно воспользоваться специальным приложением на смартфоне, отсканировав код с чека или ввести ссылку, указанную в чеке, вручную в браузере.

Кто обязан подключиться к ЕГАИС?

К ЕГАИС обязаны подключится все предприятия, которые осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Сроки подключения сдвинуты для следующих организаций:

Какие шаги для подключения?

До 1 января 2016 для приемки алкоголя и пива требуются следующие шаги:

С 1 июля 2016 года для розничной продажи необходимо дополнительно — установить кассовый терминал с программным обеспечением и 2D сканером. Более подробно помогут разобраться наши специалисты. Для этого позвоните по телефону: 8 (846) 202-49-09.

Технические требования

В соответствии с требованиями ФСРАР для подключения к ЕГАИС каждую торговую точку (за исключением индивидуальных предпринимателей, которым достаточно установить только 1 экземпляр программных средств на все торговые точки), в которой осуществляется продажа алкоголя, необходимо обеспечить следующими техническими средствами:

С 1 января 2016 (приемка):

Для этого позвоните по телефонам: 8 (846) 202-49-09.

С 1 июля 2016 года (продажа) дополнительно потребуется:

Как отразятся на ЕГАИС грядущие изменения в кассовом законе?

Очевидно, с вводом изменений в закон об использовании контрольно-кассовой техники (54-ФЗ), появятся новые требования к ККМ. Помимо информации о продаже алкоголя, потребуется передавать в адрес операторов фискальных данных информацию о всех продажах. С большой вероятностью изменится модельный ряд ККМ, внесенных в государственный реестр, а также порядок регистрационных действий с ККМ (постановка на учет, перерегистрация, снятие с учета). Это повлечет необходимость модернизации ККМ и кассового программного обеспечения.

Одним из требований по проекту закона является формирование и передача по требованию покупателя электронной копии чека, что так же внесет изменения в привычный процесс обслуживания покупателей. Учитывая тот факт, что требования ЕГАИС по изменению процесса продажи алкоголя наступают с 1.07.2016 года, целесообразно дождаться появления и нормативной базы по кассовому законодательству, чтобы избежать дополнительных материальных и временных затрат на приведение своей кассовой техники новым законодательным требованиям.

Какая ответственность за нарушение?

С 1.01.2016 все закупки (а также возвраты и корректировки) алкогольной продукции в т.ч. пива должны отражаться ЕГАИС, а с 1.07.2016 должны отражаться и все продажи конечному покупателю.

В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ за нарушение порядка фиксации сведений в ЕГАИС, отчетности об объемах производства и оборота алкогольной продукции предусмотрены административные штрафы:

Как уменьшить риски?

Убедиться в надежности поставщиков (подключен к ЕГАИС и контролирует качество марок) Приемка и продажа алкоголя с нечитаемыми марками и/или не проведенные через систему ЕГАИС приравнивается к незаконному обороту. Ответственность за незаконный оборот несет собственник товара. При выявлении нарушений связанных с незаконным оборотом, придется заплатить штраф и даже получить риск отзыва лицензии.

Обеспечить свои торговые точки в соответствии с новыми лицензионными требованиями

Обеспечить надежный интернет

Формировать декларации по данным ЕГАИС

Как сэкономить на внедрении?

Как и любая информационная система, а тем более такая большая как ЕГАИС, требует времени на обкатку и устранение "сырых" мест. В этой связи наблюдается большой объем доработок, который в настоящий момент вносится в систему. Все эти изменения приходится поддерживать вендорам кассового и складского ПО, которое взаимодействует с ЕГАИС. Это, в свою очередь, влечет необходимость поддерживать изменения на стороне торговых точек, с соответствующими затратами времени и средств.

Видится рациональным разделение внедрения ЕГАИС на стороне торговых точек на два этапа, в соответствии со сроками ввода специальных требований:

Это позволит к моменту запуска иметь "наиболее стабильный работающий" вариант программного обеспечения.

Если в вашей организации уже используются квалифицированные электронные подписи (КЭП), например, для сдачи налоговой отчетности или алкогольных деклараций, уточните в своем удостоверяющем центре возможность их использования для ЕГАИС.

На чем экономить не нужно?

Для обеспечения надежной связи c торговыми точками лучше использовать фиксированные каналы с резервированием по каналам GSM. Надежная связь может вам понадобиться в будущем для передачи фискальных данных, подключения банковского оборудования для расчета по картам, организации удаленного видеонаблюдения и удаленного контроля.

Также хорошие каналы связи помогут вам сэкономить на обслуживании системы, т.к. дистанционные способы сопровождения информационных систем многократно дешевле, чем вызов специалистов непосредственно на объект.

Не следует экономить и на компьютерной технике. Выбор самых дешевых вариантов грозит частыми поломками и связанными с ними простоями. Даже самый незначительный простой может за раз свести на нет всю экономию.

2D сканеры с низким качеством чтения акцизных марок могут привести к тому, что часть легальной продукции с поврежденными или плохо пропечатанными марками будет невозможно продать. Подобрать оптимальное решение помогут наши специалисты. Для этого позвоните по телефонам: 8 (846) 202-49-09.