8 главных ошибок автоматизации розничной торговли

К нам ежедневно обращается множество клиентов, которые совершают одни и те же ошибки при автоматизации. В материале мы решили собрать ТОП-8 самых распространенных ошибок и рассказать о том, как их избежать, чтобы автоматизация вашего бизнеса прошла идеально.

№1. Автоматизировать на базе POS-систем

Почему не стоит так делать?

По сравнению с автоматизацией на базе обычного ПК или POS-компьютера с установленной программой это дороже примерно в 2 раза, а существенных преимуществ практически нет.

POS-система, как правило, идет в комплекте с кассовой программой и периферийным торговым оборудованием (сканер, клавиатура, ридер карт, денежный ящик). Однако на нее нельзя поставить своё программное обеспечение, так как могут не подходить технические характеристики, кроме того, POS-системы оснащены POS-монитором (иногда слишком маленьким для работы в привычной программе) и встраиваемой программируемой клавиатурой, что исключает работу с мышью.

Что выбрать?

Самый верный вариант: ПК или POS-компьютер + Программа + отдельно POS-периферия.

Программное обеспечение позволяет:

№2. Игнорировать существование антикражных систем

По оценке Global Retail Theft Barometer на 2014 год годовой прямой ущерб от воровства в магазинах превышает 128 млрд долларов. Непрямые потери по оценкам той же организации составляют столько же или больше. И это данные только по цивилизованным странам, где удалось провести исследование!

Россия на 7 месте среди крупных рынков по доле потерь магазинов от оборота. Так, за 2014-2015 годы потери розничного бизнеса от краж в РФ составили 6,18 миллиардов долларов!

Если посмотреть на указанную сумму более локально, то это 10-12% ежемесячной выручки магазина.

Свести эту цифру к нулю практически нереально, но минимизировать потери не только можно, реально, но и остро необходимо!

Способы для этого есть следующие:

Идеальное решение – это совокупность всех трех пунктов. Если нет возможности осуществить это, нужно проанализировать свой товар на тему того, насколько часто его воруют (посмотреть статистику). Например, чаще всего хищениям подвергаются дорогой (и не очень) алкоголь, CD и DVD-диски, одежда. Эти товары занимают почетное первое место. Для их защиты лучше всего подходят антикражные системы.

Продукты питания в большей степени помогут защитить видеонаблюдение и антикражные системы. Можно также использовать схему: антикражная система + муляжи камер видеонаблюдения (как показывает практика, даже муляжи очень действенны).

По нашим наблюдениям и отзывам клиентов, такие вложения окупаются от 1 до 3 месяцев.

№3. Экономить на детекторе валют

Как показывает практика, чаще всего подделывают пятитысячные купюры. Только в IV квартале 2015 года их было обнаружено 11 188 штук (в III квартале – 12 939) – это почти 56 миллионов рублей!

Банкноты номиналом в тысячу рублей находятся на втором месте по подделыванию у мошенников. За этот же период всего было найдено 4 361 штук – это 4 миллиона рублей! На третьем месте — пятисотрублевые купюры (435 штук).

Технологии фальшивомонетчиков не стоят на месте, а в 2016 году с учетом кризиса и экономической ситуации в стране, эта цифра однозначно увеличится. В то же время, средняя цена хорошего детектора валют составляет около 10 000 рублей. Как видите, затраты на оборудование несоизмеримы с возможными рисками, поэтому, советуем вам не экономить на детекторе валют.

№4. Не следить за прогрессом (Экономить на новинках)

Эта ошибка также вытекает из соображений экономии или из субъективного ощущения «у меня и так все хорошо». Технологии не стоят на месте, и если вы за ними не будете успевать, то потери нести придется тоже вам.

Возьмем, к примеру, терминалы эквайринга (оплата банковскими картами). Уже много лет в России официальная заработная плата сотрудникам выплачивается не наличными, а переводится на пластиковые карты. Тем не менее, только в 2014-2015 годах торговые предприятия начали приобретать оборудование, принимающее оплаты картами, и то только потому, что вышел соответствующий закон.

Представьте себе, что в жилом районе находятся 3 магазина «у дома» и 2 супермаркета. И только в одном из них можно расплачиваться картой. Как вы думаете, что произойдет? У торговой точки с эквайрингом моментально будет приток клиентов, в отличие от остальных, которые не подумали об этом вовремя. Упущенную прибыль им никто не вернет.

То же можно сказать и о прайс-чекерах (самостоятельная проверка цен в магазине), слайсерах (услуга нарезки сыров, колбас в продуктовых магазинах), весах самообслуживания (покупателям не надо ждать, чтобы подошел продавец и помог со взвешиванием), мобильных приложениях и т.д.

Поэтому наш совет: не экономьте на новинках, идите в ногу со временем и будьте всегда на шаг впереди своих конкурентов!

№5. Автоматизировать магазин с помощью фрилансеров

Безусловно услуги фрилансеров дешевле, чем услуги специалистов авторизованных компаний, но если углубиться и проанализировать все риски, которые эта экономия за собой влечет, то вы удивитесь насколько вы в итоге переплачиваете!

Работая с проверенной компанией, вы всегда застрахованы от вышеперечисленных рисков. Кроме того, такие компании имеют в своем составе сертифицированных специалистов, что гарантирует высокое качество выполнения необходимых услуг, начиная от внедрения и установки программ и торгового оборудования до обучения персонала и последующего сопровождения.

№6. Неправильная архитектура информационной системы

Из-за недальновидности руководителей или лиц, ответственных за автоматизацию, на предприятиях часто встречается целый «зоопарк» несовместимых программных продуктов, которые очень сложно связать друг с другом в единое целое. Самая большая проблема заключается в том, что исправлять ИТ-архитектуру гораздо дороже, чем изначально сделать ее правильной.

Это влечет за собой замену программных продуктов, перенос данных, стресс для сотрудников вашей организации, затраты на обучение, настройку обменов и т.д. А ведь автоматизация призвана упрощать вашу работу, а не усложнять ее!

Поэтому совет: не забывайте думать о будущем, делайте изначально все правильно, и найдите специалистов, которые расскажут вам обо всех преимуществах и недостатках вариантов автоматизации и помогут сделать правильный выбор.

№7. Не автоматизировать магазин вообще

Учитывать все на бумажных носителях невозможно! Только представьте:

Чтобы за всем этим уследить без автоматизации, вам придется буквально переехать в магазин на ПМЖ!

Бизнес не должен становиться тюрьмой для его владельца! Как мы писали выше, воровство и злоупотребление персонала – явление повсеместное. Автоматизация не избавит вас от этих неприятностей на все 100%, но на 60-70% — точно.

№8. Считать, что автоматизация – это «заплатил и забыл»

О таком подходе мечтают все, но он утопичен.

Автоматизация — это совместная работа вас и автоматизирующей вас компании. И от того, как вы сработаете в команде, зависит конечный результат.

Вам тоже придется вникать в этот процесс, как, впрочем, и происходит с выбором товаров для продажи – их ведь вы тщательно подбираете? К тому же, в этой системе будете работать вы и ваши сотрудники, и если решение подобрано неверно, то неудобно будет всем.

Обратите внимание, если выбранный вами партнер не задал 1001 вопрос о вашей компании и целях автоматизации, значит с очень большой вероятностью для вас подберут неверное решение.

Наш вам совет: берясь за автоматизацию, заранее освободите себе время в календаре, и все обязательно пройдет успешно!

Заключение

Список неправильных решений при автоматизации можно продолжать еще долго, мы же поделились с вами основными ошибками. Автоматизируйте свой магазин грамотно:

- вот увидите, клиенты оценят вашу заботу о них!

Ну, а мы желаем вам побольше продаж, лояльных клиентов и процветания бизнеса!

1ab.ru